МИЛЛС (MILLS) Чарльз Райт

МИЛЛС (MILLS) Чарльз Райт
(1916-1962) - американский социолог и публицист. Один из идеологов движения "новых левых". В 1939 закончил Техасский университет по специальности: философия и социология. Работал в университете штата Висконсин под руководством Г. Беккера , где защитил докторскую диссертацию по социологии прагматизма. Первые работы посвящены социологическим концепциям знания, нововведений и мотивов, изучению логики и языков культуры. С 1945 - в Колумбийском университете, где занялся эмпирическими исследованиями, в частности, мелкого бизнеса и городской жизни. В 1954 предпринял попытку связать макроскопические и микроскопические методы социологического исследования,  что положило начало третьему периоду его творчества. Занял социально-критическую позицию, выступив одним из основных критиков эмпирической социологии в американской традиции. В его концепции прослеживается влияние идей Веблена и М. Вебера . М. - виднейший представитель неомарксизма на американской почве, создатель "новой социологии" (как разновидности "радикальной социологии"). Сам свою позицию квалифицировал как среднюю между марксизмом и либерализмом. Основные работы: "Малый бизнес и гражданское благосостояние" (1946); "Беловоротничковый: американский средний класс"  (1951); "Характер и социальная структура"  (1953); "Властвующая элита" (русск. изд. - 1959); "Причины третьей мировой войны" (1958); "Социологическое воображение" (1959); "Марксисты" (1962); "Социология и прагматизм" (1964); "Власть, политика и народ" (1967) и др.

Два лейтмотива творчества М. - тема властвующей элиты и роли интеллектуалов в обществе и тема культуры и социальной структуры. С позиций социальной критики оценивал состояния современного ему американского общества как кризисное, утратившее импульсы к своему развитию. Сложившуюся социальную структуру квалифицировал как разрушающую основополагающие человеческие ценности (свободу, творчество, способность к воображению и т.д.). Двигаясь в традиции, заложенной Р. Михельсом (1876-1936), Г. Моска (1858-1941) и Парето , развивал идею элитистской структуры общества. М. критикует взгляды, связывающие господство элит с их морально-психологическими особенностями, видя его причину в занимаемых элитами позициях в основных социальных институтах общества и образуемой этими институтами социальной структуре. Основной тип отношений между людьми - отношения господства и подчинения, конкретизирующиеся в наборах социальных ролей, закрепляемых в институциональных порядках, комбинация которых определяет лицо социальной структуры. М. различает и исследует пять основных институциональных порядков современного общества, имеющих тенденцию к интегрированию в единое целое, - политический (власть), экономический (труд, техника, хозяйство, отчасти распределение благ), военный, семейный и религиозный. М. считал, что в современную эпоху есть больше оснований говорить о "политическом" или "военном" детерминизме общественной жизни, чем об детерминизме "экономическом", а также о господстве промышленной, политической и военно-бюрократической элит, нежели о господстве какого-либо класса. Классовая структура общества сохраняется, но формируется "новый средний класс"  ("белые воротнички" ), в силу уровня получаемых доходов и "вписанности" в институциональные порядки не обладает импульсами к социальным изменениям. В силу этого господство элит достаточно иерархически "простроено", монопольно и идеологически привлекательно и обосновано (принцип борьбы за статус и признание в социальной структуре классового индустриального общества). В связи с этим М. резко критикует сторонников плюралистических концепций власти (Рисмен и др.). Единственной группой, способной противостоять этим тенденциям и возродить "великую американскую общественность" времен Т. Джефферсона, М. признает интеллектуалов (прежде всего социогуманитарную интеллигенцию) в силу их особого места в культуре общества.

Культура рассматривается М. как "тотальность", равнозначная социальной структуре. Культура - это интеллектуальные и моральные области человеческого бытия, способы мышления и чувствования, воображения и восприятия. Культура суть общий знаменатель духовных способов освоения человеком окружающего мира. В связи с этим М. вводится понятие "нации-государства" как институционального "культурного" носителя социальной структуры. В культуре, вслед за Ч. Сноу, М. выделяет две области: связанную с естественнонаучным знанием ("фальшивую", "претенциозную", "двусмысленную") и связанную с социогуманитарным знанием. Последнюю, в условиях отсутствия социальной науки представляет литература, которой никогда не хватало "интеллектуальной ясности". В современном обществе ее место должна занять прежде всего социология ("новая социология", порождающая "социологическое воображение" ). М. всегда отстаивал тезис о влиянии идей, взглядов и мнений на ход исторического развития. Здесь же он усиливает требование их критической обоснованности, что позволило бы задать новый знаменатель человеческому существованию (через набор понятий и категорий способов мышления и восприятия, которыми должен руководствоваться современный человек). С точки зрения культуры, важно правильно определить эпоху. М. считает, что на смену Античности, Ориентализму (неправильно определенному как "Темные века") и Новому времени приходит четвертая эпоха. Она характеризуется тем, что обнаруживает историческую ограниченность всех понятий и представлений европейской культуры, их нарастающую дезорганизацию, их неоперационализируемость (т.е. неприменимость к современным реалиям). Это эпоха краха идей Просвещения (идей достижения прогресса посредством разума, идей демократии и науки как механизмов достижения благоденствия, идей либерализма и социализма и т.д.).

В современных структурах, по мысли М., идеи разума и свободы стали, как минимум, спорными, а идеи классового сознания (Маркс - ) и психоаналитической терапии (Фрейд - ) как средство "прояснения" разума вообще утратили под собой какую-либо реальную почву. Увеличение рационализации жизни не ведет к росту свободы человека. Технологическое изобилие плохо отражает критерии культурного и человеческого прогресса. Возможны рациональность без разума и разум, не обладающий высокими качественными параметрами, т.е. отчужденный разум (как отсутствие свободы разума в человеческом бытии). Отсюда центральный вопрос современной эпохи - вопрос человеческой индивидуальности. Задача философии и науки - определение природы человека и предела его возможностей. Необходим анализ факторов, порождающих и противостоящих возможному наступлению эпохи "жизнерадостного робота". Порождающий источник, в конечном итоге, - властвующие элиты, "замыкающиеся на себя" и изживающие принципы свободного критического мышления. Противостоит этим тенденциям неотчуждаемость человека, его постоянный интеллектуальный вызов бытию, независимость и критичность его мышления. В разной мере эти проблемы исследовали, согласно М., Маркс , Фрейд , Дж.Г. Мид , Хорни и др. Однако уровень задачи требует порождения "третьей" культуры, "новой социологии" ("социологического воображения"), противостоящей как ограниченности "высокой теории" (Парсонс - ), так и "абстрактного эмпиризма" (П. Лазарсфельд).

В.Л. Абушенко


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "МИЛЛС (MILLS) Чарльз Райт" в других словарях:

  • Миллс (Mills) Чарльз Райт (1916-1962) — американский социолог и экономист, последователь М.Вебера. Считал плодотворным метод К.Маркса, однако теорию марксизма считал устаревшей. Миллс пытался соединить лучшие элементы двух экономических доктрин Ч либерализма и марксизма на основе… …   Словарь бизнес-терминов

  • МИЛЛС (MILLS), Чарльз Райт (1916-1962) — американский социолог и экономист, последователь М.Вебера. Считал плодотворным метод К.Маркса, однако теорию марксизма считал устаревшей. Миллс пытался соединить лучшие элементы двух экономических доктрин – либерализма и марксизма на основе… …   Большой экономический словарь

  • Миллс Чарльз Райт — Чарльз Райт Миллс (англ. Charles Wright Mills; 28 августа 1916, Уэйко, Техас 20 марта 1962, Найэк, штат Нью Йорк) американский социолог и публицист. Учился в Университете Техаса в Остине (1939), Университете Висконсина (Ph. D., 1941) , испытал… …   Википедия

  • Чарльз Райт Миллс — (англ. Charles Wright Mills; 28 августа 1916, Уэйко, Техас 20 марта 1962, Найэк, штат Нью Йорк) американский социолог и публицист. Учился в Университете Техаса в Остине (1939), Университете Висконсина (Ph. D., 1941) , испытал влияние прагматизма …   Википедия

  • Миллс, Чарльз Райт — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Миллс. Чарльз Райт Миллс (англ. Charles Wright Mills; 28 августа 1916, Уэйко, Техас 20 марта 1962, Найэк, штат Нью Йорк) американский социолог и публицист. Учился в Университете… …   Википедия

  • МИЛЛС Чарльз Райт — (MILLS, C.Wright) (1916 1962) Американский социолог, крайне критично относившийся к традиционной социальной науке из за того, что она упрочивает распространенные предубеждения относительно политической власти и социального неравенства. В работе… …   Социологический словарь

  • МИЛЛС — (Mills) Чарльз Райт (1916 1962) американский социолог и публицист. Один из идеологов движения «новых левых». В 1939 закончил Техасский университет по специальности философия и социология. Работал в университете штата Висконсин под руководством Г …   Новейший философский словарь

  • Миллс, Чарлз Райт — Чарльз Райт Миллс (англ. Charles Wright Mills; 28 августа 1916, Уэйко, Техас 20 марта 1962, Найэк, штат Нью Йорк) американский социолог и публицист. Учился в Университете Техаса в Остине (1939), Университете Висконсина (Ph. D., 1941) , испытал… …   Википедия

  • Миллс Чарлз Райт — Чарльз Райт Миллс (англ. Charles Wright Mills; 28 августа 1916, Уэйко, Техас 20 марта 1962, Найэк, штат Нью Йорк) американский социолог и публицист. Учился в Университете Техаса в Остине (1939), Университете Висконсина (Ph. D., 1941) , испытал… …   Википедия

  • Миллс, Чарльз — Чарльз Райт Миллс (англ. Charles Wright Mills; 28 августа 1916, Уэйко, Техас 20 марта 1962, Найэк, штат Нью Йорк) американский социолог и публицист. Учился в Университете Техаса в Остине (1939), Университете Висконсина (Ph. D., 1941) , испытал… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»